У каких народов длинные шеи

Падаунг

Девочка падаунг в Северном Таиланде

Падаунг (падонг, падаун, каян; бирм. ပဒောင္‌လူမ္ယုိး) — народ группы каренов, проживающий в Мьянмe, на северо-западе штата Кая, на севере штата Карен и на юго-западе штата Шан, а также Таиланде. Говорят на языке каян (падаунг) каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. Численность свыше 50 тысяч человек.

Падаунги обычно живут в высокогорных деревнях. Дома, в отличие от других бирманских племён, строят не на сваях, а на земле. Выращивают рис. Мужчины практикуют также работу погонщиков и содержателей слонов. Падаунг — анимисты, регулярно приносят жертвы духам, в частности верховному женскому духу племени.

В 1990-е годы по причине затяжного конфликта с военной хунтой Бирмы и политикой принудительного переселения народов в штате Кайя многие падаунги бежали в соседний Таиланд, где проживают в прилегающих к границе деревнях на полулегальном основании.

По причине необычного национального обычая — «вытягивания шеи» женщинам с помощью металлических обручей, районы проживания падаунг популярны среди туристов.

Обычаи[править | править код]

Женщина падаунгов с кольцами на шее

Женщины падаунг, начиная примерно с пятилетнего возраста, носят на шее медные кольца (точнее спирали из прута толщиной около одного сантиметра, производящие впечатление колец), которые устанавливаются местными женщинами, имеющими должную квалификацию. Постепенно количество колец (вернее оборотов спирали) увеличивается, что приводит к эффекту «вытягивания шеи», поэтому туристы называют их женщинами-жирафами. У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а их вес — четырёх-пяти килограммов. Периодически кольца (спирали) по желанию, или по необходимости, снимаются и надеваются вновь, вреда здоровью это не причиняет.

Наращивать кольца женщины прекращают к моменту выхода замуж, но также к этому времени шея просто больше не удлиняется, из-за возрастных изменений скелета, а их замена, например с целью улучшения внешнего вида, или при неудобстве ношения старых, допускается и после этого, в любом возрасте.

Иногда спирали специально делаются излишне высокими — очень плотно прилегающими к плечам и голове — и держат голову постоянно в приподнятом состоянии. В этом случае женщина может потерять способность поворачивать и наклонять голову, просто потому что это становится сделать достаточно сложно, а не из-за анатомических изменений. Также, в случае снятия таких спиралей, существует опасность сломать шею, так как мышцы, её поддерживающие, могут атрофироваться. Но такое наблюдается нечасто, чаще всего верхний край колец не достаёт до подбородка, что даёт некоторую свободу перемещения головы.

Женщины также носят кольца на руках и ногах. Их костюм обычно состоит из длинной белой кофты с застежкой спереди и юбки по колено.

Причина обычая носить кольца не ясна. По рассказам, они якобы защищают от укусов тигра. Говорят также, что кольца призваны ограничить их возможность убежать в соседнее селение, что было связано с обычаями торговли женщинами. По другим данным так в семье «хранились» драгоценные металлы. Сами женщины утверждают, что это традиция самоидентификации племени, которую они получили от матерей. Кроме того, длинная шея считается признаком красоты и благополучия.

По местной легенде предки падаунгов произошли от союза ветра и драконихи. Услышав от драконихи, что она беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Хотя снятие обручей возможно, движение против этого обычая в Бирме оказалось безуспешным. В настоящее время женщины продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок. По сути, длинные шеи превратились в своеобразный бизнес по привлечению туристов.

Самая большая деревня Най-Сой принимает ежегодно 1200 туристов, установив оплату за въезд в деревню 250 батов, деньги остаются в собственности таиландских туристических агентств.

Похожие обычаи имеются также у племени ндебеле в Южной Африке, женщины носят кольца на шее с 12 лет до замужества.

Близкие группы[править | править код]

К падаунг близки следующие группы каренов:

  • лахта — 10 тыс.чел. на юге штата Шан;
  • гекхо (геку) — 13 тыс.чел. на севере штата Карен, западе штата Кая и юго-западе штата Шан;
  • йинбо (самоназв. ка-нган) — 10 тыс. чел. на востоке штата Шан;
  • заейн (латха) — 10 тыс. чел. на юге штата Шан.

См. также[править | править код]

  • Модификации тела

Ссылки[править | править код]

  • фотографии падаунг
  • HuayPuKeng.com
  • The FarEast.
  • Guernicamag.com: «The Dragon Mothers Polish their l Coils»
  • National Geographic: Видео, в том числе и с процедурой снятияустановки спиралей

Источник

Кольца на шее африканских женщин. Фото, зачем, что будет, если снять, что означают, племена Африки

Кольца на шее африканских женщин даже на фото выглядят пугающе, но в каждой культуре есть свои границы общепринятых норм. Большинству людей кажутся вопиющими и варварскими обычаи некоторых народов, но в то же время их представители добровольно несут ношу физического и морального дискомфорта во имя своей культуры.

Добровольно заковывая свои шеи в металлические обручи, женщины африканского племени ндебеле следуют древним традициям своего народа.

Что означают кольца на шее женщин в Африке

Племя ндебеле проживает в ЮАР, провинции Трансвааль. Эта народность всегда отличалась своим пристрастием к ручному труду: живописи, шитью и бисероплетению.

Бисерные плетеные коврики, рушники и украшения считаются одними из самых качественных среди подобных изделий других обособленных племен, а цветные узоры, которыми ндебеле расписывают свои дома, авиакомпания British Airways использовала для оформления своих самолетов.

Страсть к геометрии у этого народа отражается не только в оформлении своих жилищ и народных костюмов, но и в нательных украшениях.

Кольца на шее африканских женщин (фото прилагается) носятся не просто так, а подразумевая под ними геометрическое сходство. Складки между кольцами имитируют жировые отложения и делают девушку более привлекательной, маскируя худую шею и плечи, которые в странах третьего мира считаются постыдным признаком бедности.

По этой же причине женщины носят небольшие кольца на запястьях и голенях, чтобы скрыть свою худобу. Кольца на руках и ногах могут изготавливаться из дерева, синтетических материалов, но на шее они всегда металлические.

В отличие от бирманского племени каян, представители которого никак не модифицируют свои кольца, ндебеле могут изготавливать их из латуни, красить и украшать бисером.

Зачем африканские женщины носят кольца на шее

Сами женщины племени всегда по-разному объясняют свое желание носить кольца. Некоторые говорят, что традиция не имеет под собой культурного и религиозного подтекста.

Главный движущий мотив женщин — красота. Деформирование своей шеи кажется неприемлемым и жестоким, но культура Запада недалеко ушла от традиций ндебеле. Женщины из развитых стран также каждый день деформируют свои ноги высокими каблуками, вставляют импланты, перекраивают лицо у пластических хирургов. Все ради принятия в обществе и повышения своего статуса на брачном рынке.

В отличие от стран Запада, в бедных государствах идеал красоты — полная женщина. Лишний вес показывает, что девушка не голодает, у ее семьи есть деньги на достаточное и обильное питание.

У полной девушки больше шансов удачно выйти замуж и помочь своей семье.

Как удлиняется шея

Кольца на шее африканских женщин (фото представлены ниже) нельзя надеть в любой удобный момент как обычный аксессуар. Решение носить кольца на шее нужно принять в возрасте 4-5 лет, когда кости еще гибкие и податливые. Жители племени утверждают, что это — строго добровольно. Некоторым девочкам кольца не нравятся, а некоторые хотят походить на своих матерей и тоже носить такое украшение.

Читайте также:  Как размять отложения на шее

Девочке надевают столько колец, в зависимости от того, сколько ей сейчас лет, и каждый год добавляют одно новое. Ярусы такого украшения нельзя наращивать бесконечно, поэтому в возрасте 15-16 лет девушке перестают надевать кольца. Как раз в этом возрасте она обычно выходит замуж. Если надеть больше колец, это будет причинять дискомфорт девушке и угрожать ее здоровью.

На самом деле шея женщин ндебеле растягивается совсем незначительно. Это обман зрения, вызванный другими анатомическими изменениями. Металлические прутья очень тяжелые, даже маленькие девочки, начинающие носить кольца, постоянно носят на себе минимум 2-3 кг веса.

Под постоянным давлением плечи и ключицы сильно опускаются вниз, ребра сжимаются, из-за чего кажется, что у женщины неестественно длинная шея.

На фото — процесс осуществления гигиенических процедур африканскими женщинами, на шеи которых надеты кольца

Со временем первые 4-5 колец, надетые на девочку, опускаются на плечи под тяжестью других витков и приобретают больший диаметр, как бы «сплющиваются». Эти кольца могут быть отсоединены от основной спирали, обвивающей шею, и закреплены на застежке отдельно так, чтобы женщина могла свободно поднимать этот первый «слой», мыться и поддерживать гигиену.

Происхождение традиции

Существует несколько теорий, объясняющих происхождение обычая носить кольца на шее:

  1. На девочек надевают кольца, чтобы в деревне всегда были дети. Считается, что злые люди или бандиты не смогут похитить ребенка в кольцах. Сложно сказать, чем можно объяснить такую версию. Ребенку, имеющему такое «говорящее» украшение, могут в беде помочь другие люди, понимающее, куда стоит его вернуть, или же кольца метафорически обозначают ошейник. Скорее всего, имеется в виду то, что девушка с кольцами не сможет найти свое место в цивилизации, останется в племени и продолжит свой род, передавая дочерям эту традицию.
  2. Некоторые говорят, что ндебеле кольца нужны, чтобы защитить шею от укусов хищников.
  3. По легенде, матерью-прародительницей народа ндебеле была богиня с феноменально длинной шеей, и женщины стали носить металлические кольца, чтобы быть похожими на свою создательницу. Одна из самых правдоподобных версий, учитывая богатую религиозную культуру африканского континента. Люди всегда хотели быть похожи на нечто более высокое, своих создателей, и имитация внешнего сходства — единственный доступный способ показать свое расположение к культуре.

Может быть, все эти версии имели свое место несколько столетий назад, но сейчас цивилизация вторгается даже в такую нетронутую заповедную культуру. Даже сами женщины вряд ли скажут, что носят кольца из религиозных соображений.

На первый план выходят существовавшие во все времена представления о красоте, так что кольца на шее имеют чисто эстетический характер.

Что будет, если снять кольца с шеи

Кольца на шее африканских женщин (фото показывают особенности данной традиции) снимать долго и тяжело, поэтому такая процедура проводится только при наличии уважительных причин.

Таковыми могут быть:

  • роды;
  • посещение врача;
  • жалобы на недомогание или неудобства, причиняемые кольцами;
  • супружеская измена (как способ наказать и опозорить женщину).

Снятие колец доверяют тому человеку, который их надевал. В деревне может быть несколько людей, умеющих снимать кольца.

Обычно это шаман, матриарх племени или некоторые старейшины. Металлическое ожерелье может весить до 10 кг и достигать 7 м в длину, процесс снятия занимает до 2 ч.

Может показаться, что кольца сильно ослабляют мышцы, но это не так. Обручи никак не сжимают шею, препятствуя развитию организма и дыханию. Кольца сидят свободно, между ними даже проходит ладонь, женщина может поддерживать гигиену и мыть шею. Кольца не поддерживают шею, мышцы не атрофируются и продолжают работать в своем обычном режиме.

Тем не менее, для любой женщины снятие колец не проходит бесследно. В первые дни после процедуры может возникать головокружение, тошнота, боль в шее. На плечах, там, где кольца постоянно давят на шею, на коже могут появиться глубокие шрамы, которые гноятся и болят.

Как правило, женщины ндебеле следят за своим здоровьем и ухаживают за кольцами, так что до воспалений дело не доходит, но тяжелые врезавшиеся в кожу кольца все равно оставляют свои следы.

Отсутствие контакта с воздухом может повлечь за собой пигментацию, потемнение кожи, поэтому иногда женщины подкладывают между кольцами и телом куски хлопчатобумажной ткани. Она впитывает пот и не позволяет металлу натирать шею.

Настоящее и будущее традиции

Кольца на шее африканских девушек фотографируются многими туристами, не привыкшими к таким экстремальным методам модификации своего тела. Сейчас нельзя точно предугадать, как будет развиваться дальше традиция носить кольца на шее в африканском племени ндебеле и еще у некоторых народов, например, бирманского племени падаунг (каян).

Дело в том, что нельзя заметить значительной склонности в ту или иную сторону среди молодых людей. Цивилизация до сих пор нехотя доходит до места жительства этих племен. Дети ндебеле или каян учатся в школе, но они до сих пор не сталкиваются с открытым осуждением своих традиций обществом, и это одна из причин, по которой обычай носить кольца на шее не уходит в прошлое.

Практически все девочки из таких малочисленных племен остаются там на всю жизнь, не поступают в высшие учебные заведения, не ходят на работу, так что их жизнь полностью зависит от общества племени. Там они будут выходить замуж, и выстраивать отношения с людьми, а значит, должны соответствовать местным стандартам красоты и успешности.

Металл, из которого изготавливают кольца, стоит недешево, и многие девочки сами просят родителей позволить им носить кольца на шее, так что ни о каком принуждении речь не идет. Более того, иногда это даже альтернативный способ хранения денег в семье. Коренные жители утверждают, что ношение колец не причиняет им боли или физического дискомфорта.

Любопытная традиция африканских женщин носить кольца на шее привлекает в подобные племена туристов со своими фотоаппаратами. Приезжая посмотреть на женщин с таким ожерельем на шее, туристы покупают у местных жителей изделия из бисера, дерева, краски, поддерживая существование таких бедных резервированных племен, покинутых государством.

В тайском племени каян местные жительницы вручную изготавливают одежду из натурального шелка и деревянные амулеты и обереги. Трудно сказать, являются ли кольца на шее экономической необходимостью для таких племен, но фактом остается то, что доход от туристов на 80% поддерживает их существование.

Мифы и реальность

МифРеальность
На шею надеваются сплошные металлические кольцаСплошные кольца такого диаметра было бы невозможно надеть через голову. С виду это украшение похоже на плотные ряды колец, но на самом деле это цельная закрученная спираль, и снимается она тоже единым куском проволоки. Когда девушке «надевают» еще одно кольцо, ей просто меняют спираль на более длинную.
Если снять с женщины кольца, ослабевшие мышцы перестанут поддерживать шею, и она сломается.Кольца не прилегают к шее настолько плотно, чтобы ее сдавливать и держать, нормальное положение скелета поддерживается своими мышцами и усилиями. Многие женщины после снятия колец испытывают головокружения или боли в шее, но организм быстро адаптируется и боль проходит.
Постоянное ношение колец вытягивает шею, делая ее очень длинной.Тяжесть колец опускает плечевой пояс, из-за чего шея кажется более длинной, но фактического удлинения позвонков не происходит, это физически невозможно.
Женщин заставляют уродовать свое тело, хотя многие на самом деле не хотят носить кольца.В последнее время женщинам предоставлено больше свободы в вопросе того, как распоряжаться своим телом, и никто не сможет насильно надеть девочке кольца. Какие-то девушки хотят носить кольца и следовать традициям, какие-то — нет, давления даже со стороны старейшин на них нет.
Сейчас кольца носят только ради прибыли от туристов, приезжающих посмотреть на такую любопытную традицию.Деньги туристов — один из основных источников дохода племени, но женщины носят кольца не на забаву иностранцам, а для красоты и из уважения к культуре своего народа.

Современный человек может только на фото наблюдать кольца на шее африканских женщин, не представляя, какая история и смысл лежит за этой традицией, которую большинство людей сочли бы уродливой и бессмысленной. Западное общество диктует нормы и стандарты, но по-настоящему цивилизованного человека отличает терпимость и толерантность к культуре других народов.

Читайте также:  Стили все украшений на шею

Многие первобытные племена насильно насаждают своим детям модификации тела, например шрамирование, нанесение татуировок, деформация костного скелета или выжигание груди.

Традиция носить кольца на шее достойна уже потому, что каждая девочка самостоятельно и осознанно принимает решение о продолжении этнической традиции изменять свое тело.

Автор статьи: Алексей Симонов

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео-интервью с женщинами-«жирафами»

В гостях у женщин-«жирафов»:

https://www.youtube.com/watch?v=e92vrI7bz7s

Источник

Физические признаки нордической расы по Гансу Ф.К. Гюнтеру

Фигура.

Люди нордической расы высокие и стройные. Средний рост взрослых мужчин 1,75-1,76 м, нередко он достигает 1,90 м. И дело тут не в чрезмерной длине ног, как, например, у негров с верховьев Нила. По пропорции длины ног ко всей длине тела эта раса занимает как раз среднее положение между коротконогими монголоидами и некоторыми высокорослыми тропическими племенами. Высота седалища равна примерно 52-53% высоты тела.

Рост у людей нордической расы продолжается дольше всего, он может быть значительным и в период между 20 и 25 годами. В южной Италии он заканчивается раньше, чем в северной, в Бадене он за этот период меньше, чем в Швеции. Установлена взаимосвязь между достижением половой зрелости и завершением роста. Поскольку у людей нордической расы дольше период роста, половое созревание наступает позже.

Мужчины нордической расы кроме высокого роста отличаются широкими плечами и узкими бедрами. Стройность мужских бедер подчеркивается очень характерным для нордической расы признаком, т.н. античной тазовой складкой, мышечным утолщением, идущим от спинного хребта через бедро вперед и вниз. Эту расовую особенность любили подчеркивать древнегреческие скульпторы. Особое утолщение верхней части коленной чашки также представлено в Европе, главным образом, у нордической расы.

Расовой стройностью отличаются и нордические женщины, несмотря на женственные формы тела. Здесь наблюдается эффект т.н. ложной худобы: нордические женщины в одежде кажутся худыми несмотря на развитые женские формы.

Стройность проявляется в формах всех частей тела: шеи, рук, ног, бедер. Отношение длины рук к длине тела такое же как в случае с длиной ног: руки у людей нордической расы не такие короткие как у монголоидов и не такие длинные как у негроидов. Размах рук у людей нордической расы равен 94-97% длины тела. Кнооп установил эти цифры при исследовании нордического населения Нижней Саксонии; по его данным, чем длинней голова, тем больше этот показатель приближается к 94.

Художнику у людей нордической расы бросается в глаза свобода, присущая каждой части тела, каждому мускулу, будто они подчинятся своим особым законам формообразования при сохранении гармоничного целого.

Череп.

Такой же стройностью, как и тело, отличаются формы черепа. У людей нордической расы длинный череп и узкое лицо. Средний черепной указатель около 74 (на голове живого человека это соответствует цифре 75-75,5). Ширина нордической головы относится к ее длине как 3:4. Многие исследователи доводят продольно-поперечный указатель для живых представителей нордической расы до 77,9, Деникер даже до 79. (В то время как Колльман берет за среднюю величину черепной указатель нордической расы 71,5, Ойген Фишер — 76-79.) Я полагаю, что головы или черепа с указателем до 79 можно считать нордическими, если у них выпуклый затылок, характерный для нордической расы. Вероятно, ширина головы и черепа нордической расы варьирует в большем диапазоне нежели тот, который ограничен указателем менее 75. В любом случае долихокефалия нордической расы ближе к мезокефалии, чем ярко выраженная долихокефалия негров или эскимосов.

Ширина нордического лица относится к длине как 10:9, но частым бывает и соотношение 10:10. Можно сказать, что лицевой указатель нордической расы выше 90. Длинноголовость -в сочетании с узколицестью делают форму головы такой, что ее можно заключить в прямоугольник. Эта форма бросается в глаза у нордических людей с короткими волосами или лысых, особенно при поворотах головы. Если круглая голова при повороте не меняет форму — шар выглядит одинаково со всех сторон — то при повороте нордической головы особенно бросаются в глаза две длинные боковые плоскости. Если разделить голову при виде сбоку на два участка, один перед, другой за ушами, мы увидим, что нордическая голова развивается в длину, в основном, за ушами. Затылок, как уже говорилось, выпуклый. Если длинноголового человека поставить у стены, его затылок соприкоснется с ней, а у круглоголовых между его затылком и стеной останется промежуток.

Нордический череп отличается сравнительно небольшой высотой участка за ушами, так что можно говорить о плоской форме этого черепа (у детей, однако, этот признак не выражен). Для нордической (и динарской) рас характерен сильно выступающий затылочный бугор. Сугубо нордическая черта — отросток височной кости. Если область за ушами у других европейских рас сравнительно плоская, у нордической расы там прощупывается заметное возвышение.

Черты нордического лица в профиль ярко выражены. Лоб с наклоном назад, глаза глубоко посажены, нос более или менее выступает. Челюсти и зубы расположены почти вертикально. Особенно резко выступает подбородок. Наличие трех выступающих частей производит впечатление агрессивности. Когда художник хочет выразить в чертах лица качества вождя, смелость, силу воли, он всегда рисует более или менее нордическую (или нордически-динарскую или нордически-фальскую) голову.

Анфас обращают на себя внимание узкий лоб, мало изогнутые брови, узкая спинка носа, узкий, угловатый подбородок. Голова в области висков сужена, будто ее с двух сторон сжимали в тисках.

Такому общему впечатлению способствуют и формы отдельных костей черепа и мягких частей лица. Убегающий назад лоб сочетается с заметными надбровными дугами и глабеллой (утолщением над переносицей). Эти признаки меньше выражены у женщин и у молодых людей. Глазницы имеют форму продолговатого эллипса или четырехугольника.

Очень важная черта лица — скулы. У нордической расы они не очень заметны, потому что повернуты вбок и расположены почти вертикально.

Отдельные расы различаются по форме носа. У нордической расы нос узкий, начинающийся с переносицы, так что часто нет видимой границы между ним и лбом («греческий нос»). В профиль он иногда прямой, иногда изогнутый наружу. Встречаются также вогнутые носы и носы, немного изогнутые наружу в нижней трети (частая форма в Швеции). Если нордический нос изогнут, он обычно описывает плавную дугу. Это скорее крючковатый или ястребиный нос, чем орлиный (изогнутый в верхней части), как у динарской расы. Отношение длины (высоты) носа по сравнению с другими участками лица у нордической (и динарской) рас больше всего, у западной расы оно меньше, а у восточной и восточно-балтийской рас меньше всего. Ноздри расположены под острым углом. Нордический нос развивается из детского курносого носа к 25 годам. Носы женщин у всех рас шире. У нордической расы встречается и форма носа, которая в профиль выглядит прямой, но слегка волнистой. Сильно выступающий вперед нос у людей нордической расы, как например у норвежского полярника Амундсена, бывает обычно и особенно узким.

Узостью нордического лица обусловлены и больший изгиб роговицы глаз, и узость челюстей и тесное расположение зубов, причем клыки располагаются под углом. Сугубо нордическая черта — большие и длинные верхние передние резцы.

Мягкие части лица. Эти части не смазывают впечатление узкого лица. Кожный покров лица имеет равномерную толщину, веки не толстые, прорезь между ними горизонтальная, у наружных углов глаз немного скошена вниз. Кожа на скулах тонкая, круглые щеки не делают круглым лицо. Кайма губ очерчена нечетко. Сами губы обычно узкие, но не кажутся сжатыми, верхняя губа часто меньше выступает, чем нижняя. У нордических англичан часто встречается очень высокая вертикальная верхняя губа. Бороздка под носом четко выраженная и узкая. Уши сравнительно маленькие, хотя у всех рас величина ушей сильно варьирует и уши у всех людей растут до старости.

Читайте также:  Лимфатические узлы на шее увеличены симптомы

Кожа.

Цвет кожи у всех рас вызывается отложением пигмента. Меньше всего этому подвержены нордическая и фальская расы. Нордический цвет кожи — розовато-белый, цвет кожи восточно-балтийской расы — светлый с серо-желтым отливом.

Только нордическую расу можно называть «белой» в собственном смысле слова, да и то это будет не совсем правильно — совершенно белая коже бывает только у трупа. Даже самая белая кожа всегда имеет желтоватый оттенок. Розовато-белой делает кожу просвечивающая сквозь нее кровь. Там, где просвечивают вены, видна «голубая кровь». Но такая светлая кожа даже в северо-западной Европе встречается реже, чем думают. К тому же цвет кожи одетого европейца — недостаточное свидетельство его расовых свойств. Многие европейцы, загорев, становятся похожими на египтян или индусов. Только кожа нордической расы устойчива к солнечным лучам: она сильно краснеет, как при ожогах, но через несколько дней покраснение исчезает.

Толщину кожи отдельных европейских рас не измеряли. Кожа нордической расы особенно нежная и, похоже, тонкая. Согласно римским писателям, кожа германцев более чувствительна к ранам. О нежности нордической кожи свидетельствует и ее прозрачность. Выражение «голубая кровь» указывало на расовое происхождение знати. Румянец на щеках, «кровь с молоком» — эти и тому подобные выражения говорят о нордическом происхождении европейского идеала красоты. Даже соски у мужчин и женщин нордической расы розовые, а у других европейских рас — коричневые. Только у нордической расы действительно красные губы.

Так как в тропиках пигментация кожи — средство ее защиты, нордическая раса не приспособлена к жизни в тропиках. Влияние тропического климата на разные европейские расы показал американец Вудрафф в своей книге «Medical Ethnology» (1915). Он отметил весьма вредное влияние сильного солнечного излучения на нервную систему светлых европейцев.

Связано ли появление веснушек с нордической кровью, неизвестно. Веснушки часто появляются у рыжеволосых людей, но у них, в отличие от нордической расы, жирная кожа. Но я часто наблюдал веснушки и у людей нордической расы. Более темные участки кожи, в отличие от других рас, у чистой нордической расы не встречаются.

Волосы.

По сравнения с другими расами Земли, нордическую (а также западную и, прежде всего, динарскую) расы следует причислить к более волосатым. У людей нордической расы хорошо растут волосы на голове, у мужчин — борода, но волосяной покров тела более слабый.

Цвет и форма волос на голове — признаки, по которым различаются расы. В Германии наблюдается феномен, который до сих пор не получил удовлетворительного объяснения, — потемнение волос у взрослых в возрасте около 30 лет. Так что только по цвету волос взрослых можно судить о расовой принадлежности.

Захождение волос на лоб я часто наблюдал у евреев. Нередко оно и у динарской расы. У нордической расы это явление не встречается.

Цвет волос нордической расы светлый, с вариациями от белобрысых волос до желтоватых и золотистых, обычно с более или менее явным красноватым оттенком. Пепельные волосы, чаще встречающиеся на востоке Германии и в северо-восточной Европе, скорее признак восточно-балтийской расы. Светлый цвет волос повлиял на европейский идеал красоты. По описанию римлян, германские дети имели такой же цвет волос, как и седые старики.

Раньше спорили, можно ли считать рыжие волосы нордическим признаком. Они часто сочетаются с очень белой и нежной кожей. В рыжеволосых видели реликт особой расы. Часто отмечали их особый запах, сравнимый с козьим. Но особой расой их считать нельзя, рыжие волосы особенно распространены в ареале нордической расы. В восточной Германии и восточной Европе вообще рыжих меньше, чем в северо-западной Европе, т.е. для восточно-балтийской расы это явление не характерно.

Рыжеволосость теперь считают явлением вроде альбинизма, так как рыжеволосые, как и альбиносы встречаются во всех расах. Поэтому говорят об эритризме или рутилизме и не рассматривают рыжие волосы как расовый признак. Сравнительно много рыжих среди шотландцев и еврейских полукровок.

Волосы нордической расы менее жирные, чем у других европейских рас. Они гладкие или волнистые, тонкие, часто «как шелк». Кудрявыми волосы чаще бывают у детей нордической расы, чем у взрослых. Особенности нордических волос хорошо показывают изображения женщин на многих картинах Рубенса. Нордические волосы можно распознать по той легкости, с которой они развеваются на ветру. Тонкие нордические волосы менее прочны, они легче отрываются.

Результатом скрещивания могут быть жесткие, нередко курчавые (например, среди евреев) светлые волосы или темные волосы с нордической структурой. Структура волос больше говорит о расовом происхождении, чем их цвет. Светлые волосы восточно-балтийской расы толстые и жесткие.

Волосы бороды у мужчин нордической расы тоже светлые, часто более рыжеватые. Индра изображался с рыжей бородой, как и бог грома древних германцев, а император Барбаросса — любимый образ немецкого фольклора. Волосы бороды кудрявые, как на древнегреческих статуях. Форма бороды не исследована.

При скрещиваниях, даже при темных волосах на голове, часто сохраняется светлая или рыжая борода — это подметил еще Аристотель.

Цвет глаз.Речь идет о цвете радужной оболочки, зрачок у всех рас черный. Конъюнктива у нордической расы совершенно бесцветная и кажется белой. У более темных европейских рас она более мутная или желтоватая. Радужная оболочка у нордической расы очень светлая, голубая или серая. Дети обычно рождаются с темно-синими или темно-серыми глазами.

Есть мнение, что серые глаза «не нордические», что это признак скрещивания или признак восточно-балтийской расы. Я не считаю, что нордической расе свойственны только голубые глаза, хотя среди нее действительно больше голубых глаз, а среди восточно-балтийской расы — серых. Можно считать серые глаза признаком скрещивания нордической расы с темными европейскими расами, так как, по данным Вирхова, число серых глаз увеличивается в Центральной Европе не только к востоку, но и к югу. Серые глаза чаще сочетаются с каштановыми волосами, чем со светлыми. При скрещиваниях бывает, что цвет глаз наследуется от темной расы, а яркость глаз — от светлой. Так получаются светло-карие и зеленые глаза.

У нордических людей цвет глаз часто меняется в зависимости от освещения и настроения. Когда свет падает спереди, глаза кажутся голубыми, а когда сбоку — серыми. Их цвет — нечто среднее между голубым и серым. Но, поскольку серый цвет — доминантный, можно считать голубые глаза «более нордическими».

Темно-синие глаза, как у евреев или еврейских полукровок, или непрозрачные матово-синие глаза это всегда глаза гибридов. Они нередко встречаются при скрещивании с восточной расой. Нордическим глазам присущ светящийся цвет. На картинах часто видно преломление света темным кольцом, окружающим радужную оболочку.

С этими свойствами нордических глаз связано то особое впечатление, которое они производят. Темные глаза осматриваются, нордические — присматриваются. В возбужденном состоянии взгляд нордических глаз становится «ужасным». Такой взгляд приписывали германцам Цезарь и Тацит. Контраст темного зрачка со светлым обрамлением, наряду с соответствующей мимикой, делают взгляд германца не только «ужасным», но и «острым», о чем писал тот же Цезарь. Это связано с тем, что зрачок в возбужденном состоянии расширяется. Именно светлым нордическим глазам возбужденные состояния (радость, упоение борьбой) придают особый блеск, они начинают излучать свет. Римским воинам в борьбе против германцев пришлось привыкать к их взгляду, чтобы не пугаться его. Цезарь пишет о галлах, что они не могли выдерживать дикий взгляд германцев. Хаген («Песнь о Нибелунгах») имел такой же ужасный взгляд. Это свойство народов нордической расы приписывали героям, что выражено в «Эдде». Только нордические глаза могут бросать ужасный взгляд, глаза других рас в состоянии возбуждения могут выглядеть зловещими, угрожающими, даже ядовитыми, но мужественный гнев могут выражать только нордические глаза. Обычное их выражение — решимость, но диапазон выражаемых ими чувств большой, от мягкости до твердой воли господина.

Общее впечатление от черт нордического лица Гобино удачно называет «несколько суховатым». Особенно у мужчин среднего возраста бросается в глаза эта холодность, жесткость и деловитость нордических черт лица.

Источник