Не шей ты мне матушка красный сарафан стихи и музыка кого
Содержание статьи
А. Варламов, Н. Цыганов — Красный сарафан (с нотами)
КРАСНЫЙ
САРАФАН
Музыка Александра Варламова
Слова Николая Цыганова
«Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимушка,
Попусту в изъян!
Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне русую
В ленту убирать!
Пущай, не покрытая
Шелковой фатой,
Очи молодецкие
Веселит собой!
То ли житье девичье,
Чтоб его менять,
Торопиться замужем
Охать да вздыхать?
Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!»
— «Дитя мое, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!
Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветкам порхать!
Заблекнут на щеченьках
Маковы цветы,
Прискучат забавушки –
Стоскуешься ты.
А мы и при старости
Себя веселим:
Младость вспоминаючи,
На детей глядим;
Я и молодешенька
Была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова!»
1832
Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. —
М.: Худож. лит., 1989. — (Классики и современники. Поэтич. б-ка). — без заглавия,
без указания автора музыки
1832 — предположительный год создания стихотворения. В том же году положено
на музыку. У самого Цыганова заглавия нет, стихотворение называется по первой
строчке, а песня именуется «Красный сарафан». Впервые опубликовано
в 1834 г. в изд.: «Русские песни Н. Цыганова», М. 1834 г., № 16. (см.: Русские
песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952). Это авторский вариант;
в песенной практике некоторые устаревшие слова заменились на более литературные
(родимушка — родимая и т. д.).
Из сб.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина.
М.: Изд-во Эксмо, 2005:
Эта песня Цыганова получила, по словам Бориса Асафьева, «мировую известность».
Композитор Николай Титов, которого Глинка и Даргомыжский называли «дедушкой
русского романса», в своих воспоминаниях отмечал, что «Красный сарафан» «произвел
фурор», по своей популярности с ним мог сравниться только «Соловей»
Дельвига – Алябьева.
Александр Егорович Варламов (1801, Москва — 1848, Петербург)
Николай Григорьевич Цыганов (1797-1832) — актер Саратовского,
затем московского Малого театра, поэт, автор мелодий песен, участник кружка
любителей пения при Малом театре. Малый театр в те годы был генератором популярных
песен, для его постановок были написаны, в частности, «Вниз
по Волге-реке» А. Шаховского <1832> и «Когда-то
жил в Англии царь удалой» Ф. Кони <1838>. В творчестве Цыганова
и его младшего современника — Алексея Кольцова — жанр «русской песни»
достиг своего расцвета. Многие тексты Цыганова не сохранились: возможно, среди
песен, чье авторство не установлено, есть песни Цыганова.
Такун Ф. И. Славянский базар. – М.: «Современная музыка», 2005
НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (5 листов):
1. Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимая,
Попусту в изъян.
2. Рано мою косыньку
На две расплетать,
Прикажи мне русую
В ленту убирать!
3. Пускай не покрытая
Шёлковой фатой
Очи молодецкие
Веселит собой!
4. То ли житьё девичье,
Чтоб его менять?
Торопиться замужем
Охать да вздыхать!
5. Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!
6. Дитя моё, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!
7. Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветам порхать.
8. Заблекнут на щеченьках
Маковы цветы,
Прискучат забавушки,
Стоскуешься ты!
9. А мы и при старости
Себя веселим,
Младость вспоминаючи
На детей глядим!
10. Я и молодёшенька
Была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова.
Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса.
В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная
музыка, 2003.
Источник
история романса, содержание, видео, интересные факты
А. Варламов «Красный сарафан»
Александр Варламов. Имя этого выдающегося композитора хорошо известно любителям классической музыки не только в нашем отечестве, но и за его пределами. Его называют блистательным мастером и основоположником русского романса. Вокальные миниатюры талантливого музыканта, созданные в позапрошлом веке, обладают такой искренностью и чарующей прелестью, что с необычайной силой притягивают слушателей и в настоящее время. Все знаменитые романсы талантливого маэстро перечислить невозможно, но список его популярных произведений по праву должен возглавить «Красный сарафан», который называют жемчужиной вокальной лирики.
Историю создания романса «Красный сарафан», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.
Краткая история
В нынешнее время никто не может назвать точную дату, когда из-под пера Александра Варламова вышел знаменитый романс «Красный сарафан». Искусствоведы только предположительно указывают на творческий период, который охватывает 1832-1833 годы.
К тому времени композитор, пересёкший свой тридцатилетний рубеж, успел пройти обучение в Придворной капелле в Санкт-Петербурге, где своими незаурядными вокальными данными и яркой музыкальной одарённостью поразил директора учреждения, выдающегося композитора Дмитрия Степановича Бортнянского. Затем по рекомендации своего любимого наставника он уехал в Нидерланды, на работу в должности регента хора в русской посольской церкви, а по истечении четырёх лет, в силу определённых обстоятельств, вернулся в Санкт-Петербург, который принял его не очень радушно.
Чтобы зарабатывать на жизнь Александру Егоровичу с большим трудом удалось устроиться преподавателем пения в Театральную школу, но помимо того давать частные уроки в домах аристократов и подрабатывать обучением певчих Семёновского и Преображенского полка. Постоянное места работы в Придворной певческой капелле, в качестве преподавателя пения, Варламову удалось получить лишь спустя шесть лет после возвращения на родину, то есть в начале 1829 года. Впрочем, данная работа, в основном основанная на духовной музыке, уже не вполне устраивала Александра Егоровича. Он в своём творчестве стал склоняться в сторону светского музыкального искусства, и как результат такого стремления талантливый музыкант дал первый на родине концерт, прошедший в Филармоническом обществе, на котором выступил, дирижируя симфоническими и хоровыми произведениями.
И всё же вскоре по совету друзей Варламов принял важное решение: оставить Петербург и переехать в Москву для работы помощником капельмейстера в Императорской театральной труппе. Новая обстановка Варламову сразу пришлась по душе. Он познакомился с такими ярко одарёнными людьми как Михаил Щепкин, Павел Мочалов, Александр Гурилев и Алексей Верстовский. Среди новых приятелей Александр Егорович особенно выделял актёра и поэта Николая Цыганова – человека откровенного, добродушного и чрезвычайно талантливого. Николай Григорьевич писал стихи, сочинял к ним мелодии и сам душевно их исполнял под гитарный аккомпанемент. Между композитором и актёром поэтом завязались тёплые дружеские отношения, и результатом такого творческого товарищества в 1832 или же 1833 году явился знаменитый романс «Красный сарафан». Данная вокальная миниатюра после премьерного исполнения очень быстро облетела всю Россию. Её запели и в великосветских салонах, и в крестьянских избах. Великая Полина Виардо «Красный сарафан» исполняла на каждом своём концерте, а Николай Васильевич Гоголь заставил напевать его мотив своего «приглуповатого» Хлестакова. Популярность композиции стала такова, что через год её напечатали, а впоследствии знаменитый романс стал входить практически во все издаваемые сборники песен.
Интересные факты
- Варламов за свою непродолжительную жизнь создал свыше двухсот композиций, причём это были не только песни и романсы. Например, в его творческом наследии есть два балета, которые в своё время с успехом шли на сцене Большого театра. Однако стоит отметить, что при жизни Александра Егоровича было издано всего сорок семь произведений.
- Автором стихотворного текста, положенного Варламовым в основу знаменитого романса «Красный сарафан», является поэт Николай Григорьевич Цыганов, которого современники более почитали, как талантливого драматического актера.
- Кто был первым исполнителем романса «Красный сарафан» об этом сведений не сохранилось, однако по воспоминаниям современников Варламов всегда сам представлял слушателям свои вновь сочинённые романсы.
- В Нидерланды Александр Варламов приехал в 1819 году и служил при дворе великой княжны Анны Павловны, которая в 1816 году выйдя замуж за нидерландского наследного принца Виллема II Оранского, на чужбине сохранила Православную веру. Следует обратить внимание, что задолго до этого бракосочетания руки сестры российского императора Александра I настойчиво добивался Наполеон Бонапарт. Однако он получил отказ, мотивированный тем, что невеста в то время была слишком молода: ей шёл всего лишь пятнадцатый год. Впрочем, если бы этот брак состоялся, Россия возможно не испытала бы ужасов войны 1812 года.
- Александр Варламов вынужден был покинуть Нидерланды по семейным обстоятельствам. Дело в том, что живя за границей, по характеру мягкий и отмеченный романтическим ореолом талантливый музыкант, без должной осмотрительности женился на дочери придворного камердинера Анне Шматковой, которая отличалась не только сварливо — неуживчивым характером, но и легкомысленным поведением — это и послужило причиной внезапного отъезда.
- О признании романса «Красный сарафан» говорит тот факт, что многие известные композиторы, среди которых Леопольд Лангер, Александр Дюбюк, Джон Фильд, Генрик Венявский, Сигизмунд Тальберг, Карл Давыдов, использовали музыкальную тему вокальной миниатюры в своих инструментальных произведениях. Помимо этого популярность «Красного сарафана» в своё время была сопоставима с успехом такого вокального шедевра, как «Соловей» Александра Алябьева.
- Помимо своих знаменитых романсов, Александр Варламов первым в России написал книгу, обучающую вокальному исполнительству. Педагогическое пособие, которое называлось «Полная школа пения» было издано в Москве в 1840 году, то есть около двухсот лет назад. Однако и в нынешнее время этот учебник не утратил своего значения, так как содержит весьма ценные указания для вокалистов.
- Первыми известными сочинениями Александра Варламова стали две херувимские песни, которые он написал в начале 1829 года. Эти произведения он исполнил императору Николаю, чтобы продемонстрировать свои возможности, когда решил вновь получить работу в Придворной певческой капелле.
Содержание и текст романса «Красный сарафан»
«Красный сарафан». Этот романс, написанный в стиле русской народной песни, можно с уверенностью отнести к композициям, в которых повествуется о женской доле. Положенный в её основу поэтический текст, построен в виде диалога матери и её дочери, которую собираются выдать замуж. Девушка просит «родимушку» не лишать её воли, не шить красный сарафан (одежду, которую одевали на невесту после венчания), а также не торопиться одну косу делить на две (на Руси замужние женщины заплетали две косы и затем укладывали их вокруг головы). Дочь умоляет матушку не торопиться с её замужеством, так как свободная вольная жизнь девушке милей всего. Тем не менее мать старается уговорить свою дочь и объясняет ей, что в замужней жизни есть свои счастливые моменты, например, появятся детки, которые будут приносить большую радость.
Наполненная искренностью композиция, близкая по настроению к народной песне и отличающаяся особой выразительностью, написана в тональности Соль мажор и двухдольном тактовом размере. Она заключена в своеобразную куплетную форму и начинается с неторопливого лирического вступления. Далее следуют пять строф, в которых повествование следует от лица доченьки. Каждый такой куплет представляет собой восьмитактовый период, мелодическая линия которого начинается со скачка на сексту, а затем плавно опускается вниз. В шестой и седьмой строфе мотив и характер композиции меняется, так как в диалог вступает мать девушки. Тональность меняется на параллельный ми минор, а в мелодии появляются скачки на септиму, сексту, квинту и кварту. Восьмой и девятые куплеты можно обозначить в композиции, как кульминационные. Мелодия здесь вновь меняется, однако тематический материал продолжает звучать в ми миноре. В десятом куплете вновь возвращается первоначальная тема, а вместе с ней и мажорная тональность. Далее следует мелодия вступления, которая придаёт всей композиции определённую завершённость.
«Красный сарафан». Эта вокальная миниатюра, созданная Александром Варламовым почти двести лет назад, и сегодня пленяет слушателей выразительностью своей мелодии и искренностью переданного в нём чувства. Как и в былые времена, она пользуется редкостной популярностью и потому часто звучит в концертных залах в исполнении именитых певцов.
А. Варламов «Красный сарафан»
Источник
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Ada_Peters
Красный сарафан (романс)
Красный сарафан
(романс)
«Красный сарафан»
— известная русская песня; автор стихов — Н. Г. Цыганов, композитор А. Е. Варламов.
Предположительный год создания и стихотворного текста, и музыки — 1832 г., первая публикация — в первом же песенном сборнике А. Варламова «Музыкальный альбом на 1833 год», куда вошло девять песен и романсов; по другим источникам, музыка была написала 1833 году; первая публикация — 1834 г..
Место рождения песни: Москва.
Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.).
Автор стихов
Поэт Николай Григорьевич Цыганов (1797—1832 или ).1800 −1833, возможно 1797—1831 своим современникам был более известен как драматический актер.
Поначалу он был актером в Саратове, затем поступил в московскую императорскую группу. Одновременно с актерской деятельностью Николай Цыганов писал и издавал свои стихи.
А кроме того, часто и сочинял мелодию к своим стихам. Обычно он сам был и первым исполнителем их, аккомпанируя себе на гитаре.
Николай Григорьевич Цыганов был участником кружка любителей пения при Малом театре.
Многие тексты Цыганова не сохранились: возможно, среди песен, чье авторство не установлено, есть песни Цыганова.
Композитор
Александр Егорович Варламов (15 (27) ноября 1801 — 15 (27) октября 1848) — известный русский композитор, автор около 150 романсов и песен[3], вошедших в классику русского искусства и не утерявших современного звучания вплоть до нашего времени.
Александр Егорович Варламов
В 1831 или 1932 году А.Варламов был переведен из Петербурга на службу в Москву — он поступил в Московскую императорскую театральную труппу помощником капельмейстера и «композитором музыки».
Очень часто он становился сам первым исполнителем собственных произведений.
Песня
Песня «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени — шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры.
Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура. Россия к 19 веку прочно вошла в европейский культурный мир, развивая собственные науки и искусства: литературу, театр, музыку, живопись…
Архипов Абрам Ефимович 1862 — 1930
Девушка в малиновом Холст, масло. 122 x 76 см
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки,
Москва
Московская императорская труппа в те годы стала уделять много внимания национальному реальному колориту — это были первые шаги реализма в искусстве, и настоящие, живые народные мотивы — не только русские, но и вообще реальные — занимали всё большее место в творчестве.
Это относилось и к музыкальной культуре. Если Петербургская императорская труппа как приближенная к императорскому двору и свите больше соответствовала официозу, то Московская труппа, хоть и принадлежала той же императорской казне, все более отвечала народным устремлениям.
Работать в Петербургской императорской труппе, в приближении к императорскому дому, считалось престижнее.
Зато удаленная от официоза Московская труппа, имея те же льготы и государственные финансы (только финансов Московская труппа получала значительно меньше, чем Петербургская; правда, она и сама была значительно меньше, располагаясь лишь в двух театра – Большом и Малом), развивала песню задушевную, русскую лирическую песню.
Архипов Абрам Ефимович 1862 — 1930
Молодая крестьянка в желтом платке . 1916
Холст, масло. 110 x 87 см
Киевский национальный музей русского искусства, Украина
Московская труппа в те годы стала генератором популярных песен; песни сочинялись и для концертов, и для постановок на сценах Большого и Малого театров (и драматические произведения и концерты шли тогда и на сцене Малого театра и Большого) — среди этих песен «Вниз по Волге-реке» А. Шаховского (1832) и «Когда-то жил в Англии царь удалой» Ф. Кони (1838).
Множество песен написал и артист Николай Цыганов. Среди этих песен был и «Красный сарафан», созданный предположительно в 1832 году. В это время А. Варламов начал активную работу в Московской труппе и положил стихи Н. Цыганова на музыку. Была ли эта песня сочинена к спектаклю или к концерту, а также кто стал первым ее исполнителем, — увы, неизвестно.
Песня соответствует русским народным мотивам о женской доле. Построена как разговор дочери-невесты, которой предстоит идти замуж в чужую семью, с матерью.
Первая публикация относится к 1834 году, издание «Русские песни Н. Цыганова», М. 1834 г., № 16. Заглавия не значилось, стихотворение называлось по первой строчке, а вот песня стала именоваться «Красный сарафан».
Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафон» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен.
Песня входила в издаваемые сборники-песенники. Ее стали включать в своей репертуар многие именитые певцы.
Впоследствии мелодия «Красного сарафана» была использована другими музыкантами: Венявским в вариациях для скрипки с оркестром «Souvenir de Moscou» (вместе с другой песней А. Варламова -«Оседлаю коня»), Тальбергом в фортепианной «Фантазии на русские темы», Давыдовым — в переложении для виолончели.
Архипов Абрам Ефимович 1862 — 1930
Молодая крестьянка в красной кофте. 1920
Холст, масло. 103 x 84 см
Архангельский областной музей изобразительных искусств
Из сб.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. М.: Изд-во Эксмо, 2005: «Эта песня Цыганова получила, по словам Бориса Асафьева, «мировую известность».
Композитор Николай Титов, которого Глинка и Даргомыжский называли «дедушкой русского романса», в своих воспоминаниях отмечал, что «Красный сарафан» «произвел фурор», по своей популярности с ним мог сравниться только «Соловей» Дельвига — Алябьева».
Музыкальная энциклопедия: «…знаменитый „Красный сарафан“ пелся „всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика“, и даже был запечатлен в русском лубке».
Песня «Красный сарафан» до сих пор по-прежнему известна и много исполняется новыми поколениями певцов.
Прослушать в разных исполнениях:
Авторский текст
Ныне песня известна в разных текстовых вариантах. Вот первоначальный авторский текст:
«Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимушка,
Попусту в изъян!
Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне русую
В ленту убирать!
Пущай, не покрытая
Шелковой фатой,
Очи молодецкие
Веселит собой!
То ли житье девичье,
Чтоб его менять,
Торопиться замужем
Охать да вздыхать?
Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!»
— «Дитя мое, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!
Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветкам порхать!
Заблекнут на щеченьках
Маковы цветы,
Прискучат забавушки —
Стоскуешься ты.
А мы и при старости
Себя веселим:
Младость вспоминаючи,
На детей глядим;
Я и молодешенька
Была такова,
И мне те же в девушках
Пелися слова!»
1832
Источник