Кто автор репортаж с петлей на шее

Репортаж с петлёй на шее

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2021; проверки требуют 2 правки.

— Неужели ты не понимаешь? Всё кончено. Вы проиграли. Вы все.

— Проиграл только я.

— Ты ещё веришь в победу коммуны?

— Конечно.

— Он ещё верит? — спрашивает по-немецки начальник отдела. А долговязый гестаповец переводит:

— Он ещё верит в победу России?

— Конечно, иного исхода не может быть.

фрагмент книги

«Репортаж с петлёй на шее» — книга, написанная в нацистской тюрьме чехословацким журналистом, антифашистом и коммунистом Юлиусом Фучиком.

Казнённый 8 сентября 1943 года Юлиус Фучик за эту книгу посмертно — в 1950 году — был удостоен Международной премии Мира.

Этот «репортаж» стал последним для журналиста Юлиуса Фучика, и день его казни с 1958 года отмечается как Международный день солидарности журналистов.

Это самое известное произведение чешской литературы — к 1992 году книга была издана более 300 раз, будучи переведена более чем на 90 языков мира — большее число языков, чем знаменитые «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека, переведённые к 2015 году на 58 языков[1][2].

Поставлена Г. А. Товстоноговым в 1951 году как спектакль «Дорогой бессмертия», отмеченный Сталинской премией. Дважды экранизирована.[⇨]

Не бойтесь врагов — они могут только убить; не бойтесь друзей — они могут только предать; бойтесь людей равнодушных — именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете. … Люди, я любил вас. Будьте бдительны!

Содержание[править | править код]

Рассказывая о себе, о своём аресте и заключении, писатель одновременно ведет повествование о тех людях, которые находились рядом с ним, знакомит читателей с антифашистской борьбой в оккупированной Третьим Рейхом Чехословакии.

История[править | править код]

один из листов рукописи книги

Начало рукописи датируется 24 апреля 1942 года. Последняя страница — 9 июня 1943 года, за день до отправки Фучика в Берлинскую тюрьму[de].

Фучик был арестован гестапо в 1942 году как член подпольного ЦК Чехословацкой компартии и заключён в пражскую тюрьму Панкрац[cs].

Надзиратель Панкрацской тюрьмы, чех по национальности, борец чехословацкого антифашистского сопротивления Адольф Колинский, который «добровольно» завербовался в СС, чтобы помогать своим соотечественникам, знавший Фучика по публикациям в газете «Руде право», предложил ему написать «что-то для будущего». Фучик ему доверился не сразу, считая, что он провокатор, но в итоге согласился.

Я приходил на дежурство и, улучив минутку, заносил ему в камеру бумагу и карандаш. Он все это прятал в свой тюфяк. После обхода каждого крыла — а их было три, переход занимает минут двадцать — я останавливался у камеры 267, в которой сидел Фучик, стучал в дверь и тихо говорил: «Можете продолжать!» И он знал, что может писать дальше. Пока Фучик писал, я прохаживался возле камеры. Если меня из коридора вызывали, я стучал в его дверь два раза. Ему приходилось часто прерывать работу. Писать он мог только в дни моих дежурств. Случалось, напишет странички две, и всё. Иногда — это бывало по воскресеньям, когда в тюрьме поспокойней, если вообще про эту тюрьму так можно сказать, — он писал и по семь страниц. А бывали дни, когда Фучик вовсе не мог писать, грустил. Значит, он узнал о гибели кого-нибудь из друзей…

— Адольф Колинский

Всего Фучик написал 167 листов на папиросной бумаге, тайком вынесенных из тюрьмы.

Колинскому помогли установить контакт с Иржиной Завадской, которая приезжала в панкрацкую тюрьму навещать своего дядю Ярослава Маршала, подполковника чехословацкой армии, и Колинский трижды в месяц передавал Иржине листы рукописи, а она хранила их в закопанной банке из-под варенья[3].

В итоге сложными путями рукопись оказалась в руках жены писателя Густы Фучик и была опубликована в 1945 году.

После публикации рукопись была передана на хранение в пражский Музей рабочего движения, в 2014 году передана в пражский Национальный музей.

Однако, изначально опубликован был не весь текст — четыре листа, в которых содержалось описание Фучиком попытки играть с гестапо «в кошки-мышки», не были опубликованы, и только в 1995 году, когда геройское поведение Фучика в застенках было доказано, в Чехии впервые вышло полное издание книги[4].

После «бархатной революции» 1989 года и распада Чехословакии, когда чехи избавлялись от «коммунистических идолов», высказывались сомнения в достоверности тайных записок. Проведённая криминалистами министерства внутренних дел в 1990 году экспертиза доказала подлинность рукописи, и помимо авторства Фучика, подтвердила её аутентичность — рукопись не содержит следов каких-либо механических или химических изменений текста. В 2008 году было опубликовало первое полное издание факсимиле рукописи.

Издания[править | править код]

К 1992 году книга была издана более 300 раз на 90 языках, только на чешском языке издавалась 36 раз, на словацком — 13[1].

На русском языке фрагмент книги впервые был опубликован в 1946 году в журнале «Новый мир» в переводе И. Бархаша с предисловием Густы Фучик[5]. Через год книга под названием «Слово перед казнью» вышла отдельным изданием в издательстве «Правда» в серии «Библиотека «Огонёк»».[6] В дальнейшем многократно переиздавалась, но Борисом Полевым отдельно выделялось издание 1977 года издательства «Детская литература» в переводе с чешского Тамары Аксель с иллюстрациями Николая Жукова.

Читайте также:  Квашук атлас клинической анатомии головы и шеи

Критика и оценки[править | править код]

Пабло Неруда назвал книгу «памятником в честь жизни, созданным на пороге смерти». Отмечено, что в последних главах — по мере приближения дня суда и возрастания опасности не закончить работу — автор становится лаконичным, оставляет больше свидетельств о людях, чем о событиях[3] Композиционно через весь «Репортаж» Фучик ведёт спор с Мирославом Клецаном, партийная кличка «Мирек» — одним из соратников Фучика по коммунистическому подполью, который на первых же допросах в гестапо многих предал[1].

Жанр произведения иногда определяется как «роман», также отмечается профессионализм Фучика-журналиста, сохранённый им в пограничной ситуации — между жизнью и смертью[7]:

Но вот что удивительно: даже в столь безвыходном положении он сохранял не только стойкость духа под пытками, но и невероятный зоркий и цепкий взгляд профессионала. Он мог бы пафосно обличать фашизм и собственных палачей, но предпочел иронию, которая в контексте его ситуации обрела убийственный характер.

Она принадлежит человечеству — эта небольшая и так много вместившая в себя книга, одинаково дорогая, нужная и юношам, обдумывающим свое будущее, и старцам, подводящим итог жизни. Книга эта необыкновенно популярна во всем социалистическом мире. И как-то даже трудно представить себе советского человека, который не знал бы о ней.

— Борис Полевой, из предисловия к книге издания 1977 года.

Отдельные главы его книги являются художественными рассказами о соратниках. Необыкновенным лиризмом, огромной нежностью проникнуты высказывания писателя о жене Густе, боевом друге его суровой жизни. … Отличительными чертами «Репортажа с петлей на шее» является необыкновенная искренность его, лиризм, пронизывающий все произведение. Очень просто, без всякой позы или рисовки ведет Фучик свой рассказ. В нем звучит неистребимая любовь к жизни, к людям.

— История зарубежной литературы ХХ века, 1984 год[8]

Постановки и экранизации[править | править код]

В 1952 году по книге Георгий Товстоногов и Александр Рахленко в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола поставили спектакль «Дорогой бессмертия», отмеченный Сталинской премией.

Своеобразие и обаяние личности Фучика с наибольшей силой сказались в его книге… Нам мало было инсценировать самый материал книги. Нужно было остаться верным её принципам, тому непосредственному видению и ощущению жизни, которые в ней заключены

В 1957 году на основе постановки был снят фильм-спектакль «Дорогой бессмертия», в роли Фучика — Иннокентий Смоктуновский, в роли Адольфа Колинского — Григорий Гай.

В 1961 году вышел чехословацкий фильм «Репортаж с петлёй на шее» режиссёра Ярослава Балика.

В 2018 году состоялась премьера моноспектакля Илоны Маркаровой «Репортаж с петлей на шее» в постановке Джулиано Ди Капуа (Санкт-Петербургский театр Театро Ди Капуа)

Исторические факты[править | править код]

  • В рукописи одна фраза написана на русском языке — когда Фучик пишет про свою жену Густу: «Вот она, мой дружок боевой!»
  • Заключительная фраза «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!» стала крылатой (хотя призыв к бдительности неоригинален)[10]. «Будьте бдительны!» взял Эрих Мария Ремарк для названия своего эссе[источник не указан 927 дней] 1956 года.[К 1]

Комментарии[править | править код]

  1. ↑ Оно было написано в 1956 году как статья-рецензия к фильму «Последний акт» Георга Пабста, сценаристом которого был Ремарк. Это первый немецкий фильм после войны, где был изображён Гитлер. Фильм в Германии был резко раскритикован и снят с проката. В эссе Ремарк размышляя почему так произошло, озвучил факты так называемой «ползучей реабилитации» нацизма, которая началась в Германии после войны, в том числе то, что вдова того судьи, который в 1944 году вынес его сестре смертный приговор, получает отличную пенсию как потерявшая кормильца.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ 1 2 3 Славяноведение, Выпуск 6 — Наука, 1992 стр. 58-63
  2. ↑ Почему в Чехии «забыли» юбилей своего ярчайшего писателя-антифашиста // Комсомольская правда, 23 февраля 2018
  3. ↑ 1 2 Филиппов Василий — Юлиус Фучик. Биография в серии «ЖЗЛ» — Молодая гвардия, 1986.
  4. ↑ Андрей Фозикош — Возвращение Фучика // Газета «Пражский Экспресс», 1 марта 2013
  5. ↑ Юлиус Фучик Репортаж с петлей на шее. Пер. И. Бархаш (предисл. переводчика и Густы Фучик). Журн. «Новый мир», 1946, № 12, стр. 99-138.
  6. ↑ Ю. Фучик. Репортаж с петлёй на шее. — М.: Правда, 1947 (Б-ка «Огонёк»)
  7. ↑ Сергей Ильченко — Уроки профессионального мужества // Газета «Невское время», 22 февраля 2003
  8. ↑ Литература Чехословакии, Болгарии и Польши: 1927-1945 // В.Н. Богословский, Н.И. Кравцов, А.И. Лозовский — История зарубежной литературы ХХ века: 1917-1945. М.: Просвещение, 1984. 304 с. — 255-286
  9. ↑ Г. А. Товстоногов — Зеркало сцены — стр. 205
  10. ↑ Большой словарь цитат и крылатых выражений / составитель К. В. Душенко. — М.: Эксмо, 2011.

Источники[править | править код]

  • Ольга Шаблинская — Рыцарь коммунизма Юлиус Фучик. Как писался «Репортаж с петлей на шее» // Аргументы и Факты, 23 февраля 2018

Источник

Читать

Юлиус Фучик.

Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте!

Не забудьте ни добрых, ни злых.

Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.

Юлиус Фучик

РЕПОРТАЖ С ПЕТЛЕЙ НА ШЕЕ.

НАПИСАНО В ТЮРЬМЕ ГЕСТАПО В ПАНКРАЦЕ ВЕСНОЙ 1943 ГОДА

Сидеть, напряженно вытянувшись, уперев руки в колени и уставив неподвижный взгляд в пожелтевшую стену комнаты для подследственных во дворце Печена, — это далеко не самая удобная поза для размышлений. Но можно ли заставить мысль сидеть навытяжку?

Кто-то когда-то — теперь уж, пожалуй, и не узнать, когда и кто, — назвал комнату для подследственных во дворце Печена кинотеатром. Замечательное сравнение! Обширное помещение, шесть рядов длинных скамей, на скамьях- неподвижные люди, перед ними — голая стена, похожая на экран. Все киностудии мира не накрутили столько фильмов, окольно их спроецировали на эту стену глаза ожидавших нового допроса, новых мучений, смерти. Целые биографии и мельчайшие эпизоды, фильмы о матери, о жене, о детях, разоренном очаге, о погибшей жизни, фильмы о мужественном товарище и о предательстве, о том, ному ты передал последнюю листовку, о крови, которая прольется снова, о крепком рукопожатии, которое обязывает, — фильмы, полные ужаса и решимости, ненависти и любви, сомнения и надежды. Оставив жизнь позади, каждый здесь ежедневно умирает у себя на глазах, но не каждый рождается вновь.

Читайте также:  Как завязывать легкий шарф на шею

Сотни раз видел я здесь фильм о себе, тысячи его деталей. Попробую рассказать о нем. Если же палач затянет петлю раньше, чем я закончу рассказ, останутся миллионы людей, которые допишут счастливый конец.

ГЛАВА I. ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ЧАСА

Без пяти десять. Чудесный теплый весенний вечер 24 апреля 1942 года.

Я тороплюсь, насколько это возможно для почтенного, прихрамывающего господина, которого я изображаю, — тороплюсь, чтобы поспеть к Елйнекам до того, как запрут подъезд на ночь. Там ждет меня мой «адъютант» Мирек. Я знаю, что на этот раз он не сообщит мне ничего важного, мне тоже нечего ему сказать, но не прийти на условленное свидание — значит вызвать переполох, а главное, мне не хочется доставлять напрасное беспокойство двум добрым душам, хозяевам квартиры.

Мне радушно предлагают чашку чаю. Мирек давно пришел, а с ним и супруги Фрид. Опять неосторожность.

— Товарищи, рад вас видеть, но не так, не всех сразу. Это прямая дорога в тюрьму и на смерть. Или соблюдайте правила конспирации, или бросайте работу, иначе вы подвергаете опасности себя и других. Поняли?

— Поняли.

— Что вы мне принесли?

— Майский номер «Руде право».

— Отлично. У тебя что, Мирек?

— Да ничего нового. Работа идет хорошо…

— Ладно. Все. Увидимся после Первого мая. Я дам знать. И до свиданья!

— Еще чашечку чаю?

— Нет, нет, пани Елинкова, нас здесь слишком много.

— Ну одну чашечку, прошу вас!

Из чашки с горячим чаем поднимается пар.

Кто-то звонит.

Сейчас, ночью? Кто бы это мог быть?

Гости не из терпеливых. Колотят в дверь:

— Откройте! Полиция!

— К окнам, скорее! Спасайтесь! У меня револьвер, я прикрою ваше бегство.

Поздно! Под окнами гестаповцы, они целятся из револьверов в комнаты. Через сорванную с петель входную дверь гестаповцы врываются в кухню, потом в комнату. Один, два, три… девять человек. Они не видят меня, я стою в углу за распахнутой дверью, у них за спиной. Могу отсюда стрелять беспрепятственно. Но девять револьверов наведено на двух женщин и трех безоружных мужчин. Если я выстрелю, погибнут прежде всего они. Если застрелиться самому, они все равно станут жертвой поднявшейся стрельбы. Если я не буду стрелять, они посидят полгода или год до восстания, которое их освободит. Только Миреку и мне не спастись, нас будут мучить… От меня ничего не добьются, а от Мирека? Человек, который сражался в Испании, два года пробыл в концентрационном лагере во Франции и во время войны нелегально пробрался оттуда в Прагу, — нет, такой не подведет. У меня две секунды на размышление. Или, может быть, три?

Мой выстрел ничем не поможет, я лишь избавлюсь от пыток, но зато напрасно пожертвую жизнью четырех товарищей. Так? Да. Решено.

Я выхожу из укрытия. — А-а, еще один!

Удар по лицу. Таким ударом можно уложить на месте.

— Hande auf! note 1 Второй удар. Третий. Так я себе это и представлял.

Образцово прибранная квартира превращается в груду перевернутой мебели и осколков. Снова бьют кулаками.

— Марш!

Вталкивают в машину. На меня все время направлены револьверы. Дорогой начинается допрос:

— Ты кто такой?

— Учитель Горак.

— Врешь!

Я пожимаю плечами.

— Сиди смирно или застрелю!

— Стреляйте!

Вместо выстрела — удар кулаком.

Проезжаем мимо трамвая. Мне кажется, что вагон разукрашен белыми гирляндами. Свадебный трамвай сейчас, ночью? Должно быть, у меня начинается бред.

Дворец Печека. Я думал, что живым туда никогда не войду. А тут почти бегом на четвертый этаж. Ага, знаменитый отдел 11-А-1 по борьбе с коммунизмом. Пожалуй, это даже любопытно.

Долговязый, тощий гестаповец, руководящий налетом, прячет револьвер в карман и ведет меня в свой кабинет. Угощает сигаретой.

— Ты кто?

— Учитель Горак.

— Врешь!

Часы на его руке показывают одиннадцать.

— Обыскать!

Начинается обыск. С меня срывают одежду.

— У него есть удостоверение личности.

— На чье имя?

— Учителя Горака.

— Проверить! Телефонный звонок.

— Ну конечно, не прописан! Удостоверение фальшивое. Кто тебе выдал его?

— Полицейское управление.

Удар палкой. Другой. Третий… Вести счет? Едва ли тебе, дружище, когда-нибудь понадобится эта статистика.

Фамилия? Говори! Адрес? Говори. С кем встречался? Говори! Явки? Говори! Говори! Говори! Сотрем в порошок!

Сколько примерно ударов может выдержать здоровый человек?

По радио сигнал полуночи. Кафе закрываются, последние посетители расходятся по домам, влюбленные медлят у ворот и никак не могут расстаться. Долговязый, тощий гестаповец, весело улыбаясь, входит в помещение.

— Все в порядке… господин редактор?

Кто им сказал? Елинеки? Фриды? Но ведь они даже не знают моей фамилии.

— Видишь, нам все известно. Говори! Будь благоразумен. Оригинальный словарь. Быть благоразумным — значит предать. Я неблагоразумен.

Читайте также:  Когда снится что парень целует в шею

— Связать его! И покажите ему!

Час. Тащатся последние трамваи, улицы опустели, радио желает спокойной ночи своим самым усердным слушателям.

— Кто еще, кроме тебя, в Центральном Комитете? Где ваши радиопередатчики? Типографии? Говори! Говори! Говори!

Теперь я могу более хладнокровно считать удары. Болят только искусанные губы, больше ничего я уже не ощущаю.

— Разуть его!

В ступнях боль еще не притупилась. Это я чувствую. Пять, шесть, семь… Кажется, что палка проникает до самого мозга. Два часа. Прага спит, разве только где-нибудь во сне заплачет ребенок и муж приласкает жену.

— Говори! Говори!

Провожу языком по деснам, пытаюсь сосчитать, сколько зубов выбито. Никак не удается. Двенадцать, пятнадцать, семнадцать? Нет, это меня «допрашивают» столько гестаповцев. Некоторые, очевидно, уже устали. А смерть все еще медлит.

Три часа. С окраин в город пробирается утро. Зеленщики тянутся на рынки, дворники выходят подметать улицы. Видно, мне суждено прожить еще один день.

Приводят мою жену.

— Вы его знаете?

Глотаю кровь, чтобы она не видела… Собственно, это бесполезно, потому что кровь всюду, течет по лицу, каплет даже с кончиков пальцев.

Источник

Рыцарь коммунизма Юлиус Фучик. Как писался «Репортаж с петлей на шее»

Знаменитый чешский публицист, активист чешской коммунистической партии Юлиус Фучик родился 23 февраля 1903 года в Праге. Назвали мальчика в честь его дяди, композитора и теперь уже полного тезки.

Окончив философский факультет Пражского университета, Фучик стал ярым коммунистом, активным разработчиком концепции социалистического реализма, боровшегося за теории Карла Маркса и Фридриха Энгельса. В 1920-е годы Юлиус становится главным редактором сразу двух коммунистических изданий — газеты «Руде право» и журнала «Творба». Он мечтает побывать в Стране Советов, чтобы после рассказать всем на родине, как прекрасен коммунизм. Отправляясь в командировку в СССР, Юлиус даже представить себе не мог, что останется на советской земле на 2 года. Вернувшись в Прагу, он написал серию одухотворенных очерков и книгу «В стране, где наше завтра является уже вчерашним днем».

Юлиус Фучик c женой Густиной Фото: Commons.wiki.org

Чтобы избежать преследований за свои взгляды в родной стране, где неожиданно начали набирать обороты настроения в поддержку фашизма, Юлиус отправился в деревню. Там он наконец-то заключил брак с девушкой, которую давно любил, — Аугустой Кодеричевой. К сожалению, насладиться семейным счастьем и покоем ему так и не пришлось. В 1939 г. на территории Чехии, оккупированной фашистской Германией, начали преследовать коммунистов. Юлиус ушёл в подполье вместе с единомышленниками-оппозиционерами и начал писать антифашистские очерки, призывавшие чехов вступить в жестокую борьбу с Третьим Рейхом.

Гестапо, желая уничтожить участников чешского сопротивления, сумело внедрить в подполье информатора. Семерых коммунистов, среди которых был Юлиус Фучик, схватили и бросили в тюрьму для политических преступников Панкрац в Праге. Именно в нацистских застенках публицист напишет раздирающую своей откровенностью и драматизмом книгу «Репортаж с петлей на шее». Это гениальное антифашистское творение опубликовали в Чехии в 1945 году и перевели впоследствии на 70 языков мира.

Обложка книги

Создать «Репортаж с петлей на шее» Фучику помог… надзиратель. Каждое утро он приносил журналисту бумагу и карандаш. А вечером забирал написанное и уносил из тюрьмы.

Для послевоенного Запада, где со зверствами гестапо столкнулось гораздо меньше повстанцев, чем на территории СССР, эта книга стала откровением. Всё, что ему пришлось пережить, Фучик описывает до мельчайших деталей: «Кто еще, кроме тебя, в Центральном Комитете? Где ваши радиопередатчики? Типографии? Говори! Говори! Говори!» Теперь я могу более хладнокровно считать удары. Болят только искусанные губы, больше ничего я уже не ощущаю. «Разуть его!» В ступнях боль еще не притупилась. Это я чувствую. Пять, шесть, семь…Кажется, что палка проникает до самого мозга. Два часа. Прага спит… «Говори! Говори!» Провожу языком по деснам, пытаюсь сосчитать, сколько зубов выбито. Никак не удается. Двенадцать, пятнадцать, семнадцать? Нет, это меня «допрашивают» столько гестаповцев. Некоторые, очевидно, уже устали. А смерть всё еще медлит».

Избитый до полусмерти, он и тогда продолжал верить в идею коммунизма и победу СССР над гитлеровской Германией.

После освобождения Чехословакии от фашизма были вскрыты тайные сейфы тюрьмы Панкрац. Там хранились и стенографии, бесстрастно зафиксировавшие разговор гестаповца и коммуниста Юлиуса Фучика.

«Неужели ты не понимаешь? Всё кончено. Вы проиграли. Вы все. — Проиграл только я. — Ты еще веришь в победу коммуны? — Конечно. — Он еще верит? — спрашивает по-немецки начальник отдела. — Он еще верит в победу России? — Конечно, иного исхода не может быть».

Он работал над своей великой книгой правды год. Последние слова Фучик написал 9 июня 1943 года, за день до перевода в другую тюрьму в Берлине: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас».

Антуан де Сент-Экзюпери, Федерико Гарсиа Лорка, Юлиус Фучик.

8 сентября того же года Фучика казнили. Когда рыцаря коммунизма вели на эшафот, он пел «Интернационал». Другие несчастные, ожидавшие казни, услышав его, подпевали Юлиусу Фучику из своих камер на разных языках.

Впоследствии день казни Фучика 8 сентября сделали Днем солидарности журналистов.

Смотрите также:

  • «Рыси ели людей». Чешская пенсионерка 17 лет выдает себя за узницу ГУЛАГа →
  • «Неужели так много?». Немцы не знают, сколько русских убили их предки →
  • История по-новому: Павлик Морозов не был пионером? →

Источник