Цепочка на шее у мусульман
Содержание статьи
Что носят мусульмане на шее
Что носят мусульмане на шее? Дозволено ли мусульманам носить на шее всевозможные украшения, амулеты, в том числе и те, на которые нанесены тексты аятов из Корана? Что вообще подразумевается под понятием «амулеты»? Как относится Ислам к тому, что некоторые мусульмане носят на шее полумесяц подобно тому, как христианин носит на шее крест. Эти и другие вопросы касательно того, что носят мусульмане на шее и что им дозволено носить, возникают довольно часто и являются актуальными на сегодняшний день. Есть ли необходимость мусульманину подобно христианину, носящему крест на шее, постоянно носить на шее нечто в виде талисмана или кулона в виде полумесяца или других исламских атрибутов.
Амулеты и ношение амулетов в исламе
Для начала следует разобраться в том, что подразумевается под понятием амулет, и является ли ношение мусульманином его дозволенным Шариатом? Об амулетах аль-Хальхали сказал, что это то, что родители вешают детям на шею, и обычно имеет вид костей или бус. Вешается это женщинами и детьми, иногда мужчинами, на шею обычно для того, чтобы оградить их от сглаза. Аль-Хальхали называет это «Тамима», что переводится как «талисманы» или «амулеты». Поскольку мусульманин находится под защитой Аллаха, то ношение подобных вещей не имеет смысла, поэтому является запрещенным. Это касается всего того, что называют тамимой или талисманом, что вешается на шею для того, чтобы защитить человека от сглаза, неважно, из чего это изготовлено.
По поводу вопроса о запретности ношения по исламским законам таких талисманов приводят слова ибн Мас’уда, который сообщил, что слышал, как Пророк Мухаммад ﷺ причислял амулеты, запрещенные виды заклинаний и привораживание к проявлениям многобожия. Достоверность этого хадиса была подтверждена шейхом Абдуль-Кадир аль-Арнаутом, шейхом аль-Альбани и имамом аз-Захаби.
По словам Укба ибн Амира, когда к Пророку Мухаммаду ﷺ явилась делегация, он принял девять человек, а одного из них не принял. На вопрос, почему он оставил этого мусульманина и не принял у него присягу в вере, Пророк ﷺ ответил: «Поистине, на нем амулет!» и сорвал с его шеи украшение, пояснив, что тот мусульманин, кто на шею надевает амулет, впал в многобожие.
Приведенные примеры говорят о том, что запрещенными для ношения на шее женщинами и мужчинами являются любые талисманы, которые не с именем Аллаха, не со словами поминания Всевышнего и не из аятов Священного Корана, их следует считать проявлением многобожия, а это значит, что они запрещены.
Большим грехом будет для мусульманина вешать себе на одежду, на шею или на другие части тела талисманы в виде бусин или веревок, нанесенных на бумагу иероглифов, помещенных в кожаные чехлы или мешочки. К такому же греху будет относиться нанесение на лоб точки, которая призвана защитить детей от дурного глаза. Ни в Сунне, ни в Коране не узаконены подобные способы защиты от неприятностей и бед. Женщина или мужчина могут надевать на шею такие амулеты, но уповать на помощь Аллаха — это по Исламу можно отнести к малому многобожию. Путь же в большое неверие начинается тогда, когда человек, надевая на шею такой талисман, действительно считает, что эта вещь избавит от беды сама по себе, либо способна эту беду предотвратить.
Люди впадают в подобное неверие, отворачиваясь от Аллаха и Ислама и доверяя жизнь своих детей изделиям из веревочек или бусинок, по разным причинам. Как говорит Аллах, «О люди! … Воистину, те, к кому вы взываете помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!».
По словам шейха Абдур-Рахмана ас-Са’ди, то, что человек носит кольцо, шнурок или амулет на шее для того, чтобы предотвратить беду или избавиться от ее последствий, является «многобожием в отношении господства Аллаха, Единственного Творца и Управителя», потому что тем самым человек приписывает Всевышнему, Единственному Творцу некоего соучастника в деле сотворения мира и управления им, тем самым обожествляя не Аллаха, а кого-то или что-то еще.
Люди часто считают, что, если они будут носить такие амулеты на шее, это каким-то образом избавит их от несчастий и бед. Ислам считает, что это лишь наносит вред им и их вере. Рассказывается случай, когда Пророк Мухаммад ﷺ встретил человека, у которого на руке было желтое кольцо. На вопрос Пророка о том, что это за кольцо, человек ответил, что носит его для того, чтобы избежать слабости. В ответ на это Пророк Мухаммад ﷺ посоветовал ему снять это кольцо, потомку что «оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья!», имея в виду, что даже малое многобожие многократно увеличивается слабость человека.
А ведь с малого многобожия начинается путь к многобожию.
Носят ли мусульмане на шее что-либо вместо креста, как у христиан?
Мусульмане не носят на шее никаких предметов, амулетов или атрибутов исламской веры, как это принято у христиан. В исламе не узаконены предметы одеваемые на шею как символ веры и не является это из Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, который не носил на шее какой-либо атрибутики.
Тексты с аятами Корана или именами Всевышнего Аллаха
Нет единого мнения среди мусульманских ученых относительно того, как относится Ислам к ношению мусульманами таавизов в виде нанесенных на бумагу или другие поверхности текста из аятов Корана, имен Всевышнего, а также текстов всевозможных молитв, дуа, слов поминания Аллаха или зикра. Такие тексты, нанесенные на бумагу или прочие поверхности, могут быть завернуты в чехлы из кожи. Ряд мусульманских ученых придерживаются мнения, что такие таавизы по Исламу должны подвергаться полному запрету, и среди них Укба ибн Амир, Ахмад, ибн Мас’уд, Ибрахим ан-Наха’и и ибн ‘Аббас. Это мнение разделяют также современные ученые шейх аль-Альбани и шейх ибн Баз.
Другая часть ученых в Исламе считает ношение таких таавизов дозволенными, и к таким ученым принадлежат Аиша, ‘Ата, ибн Абдуль-Барр, аль-Байхаки, ибн Таймия, ибн Сирин, Са’ид ибн аль-Мусайиб, Малик и аль-Куртуби. Но даже те, кто считает, что ношение на шее подобных амулетов должно быть дозволенным, между собой не могут прийти к единому мнению в этом вопросе, поскольку среди них нет согласия по вопросу касательно того, следует ли считать дозволенным ношение на шее такого таавиза постоянно или же его следует носить только в том случае, когда для этого есть необходимая причина: человека настигла неприятная болезнь или в его жизнь придет какая-то беда, а до этого носить подобные амулеты не рекомендуется.
Среди доводов сторонников дозволенности приводят хадис, в котором приводятся такие слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому». По мнению ученых, если человек носит на себе амулет с выдержками из текста Корана, вверяется Аллаху, поскольку верит в исцеление именно посредством Корана.
Сторонники того, что ношение подобных украшений следует запретить, в качестве аргумента приводят тот факт, что Шариат установил способ исцеления с помощью Корана только посредством чтения Священной Книги и чтения заклинаний (рукъи), а также с помощью обращения ко Всевышнему с дуа. Поскольку Шариат не устанавливал способ исцеления Кораном с помощью ношения цитат из аятов или дуа в амулете, помещенных в мешочек, то и использовать такой способ не стоит. По их мнению, если было бы достаточно просто повесить на шею цитату из Корана и носить такой таавиз, то читать установленные Сунной слова поминания Аллаха не было бы нужды, как это предписано, по утрам и по вечерам в определенные периоды, установленные Сунной. Точно также как не было бы нужды читать заклинания из Корана, если бы можно было просто носить таавиз с аятами из Корана на шее.
Относительно приведенного хадиса сторонники запрета ношения таавизов говорят, что этот хадис был приведен Абдуллахом ибн Укаймом в тот период времени, когда его подкосила какая-то болезнь, и тогда он услышал совет надеть что-то на себя. В тот момент и был им передан этот хадис.
Еще один довод, который приводят сторонники дозволенности таавизов, опирается на хадис от Аиши, в котором приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ, который сказал: «Нет ничего страшного в том, чтобы вешать на себя защитные аяты Корана до или после постижения беды», но этот хадис признан слабым.
Если оба эти мнения принимать во внимание, то все равно остаётся опасность, что мусульманин, носящий амулет, со временем станет все более полагаться на него, на его чудодейственную силу, думая, что в нем самом заключена основная сила, дарующая чудо исцеления, а не Аллах и его Всемогущество. И как только человек начинает придерживаться такого мнения, он погружается в мир неверия и встает на путь многобожия, и этого нельзя допускать.
Проанализировав возникшие у исламских ученых по этому вопросу разногласия, Шейх Абдур-Рахман ибн Хасан Али Шейх пришел к выводу, что правильным в данном случае будет мнение сторонников запретить ношение таавизов. Среди причин такого решения он назвал то, что амулеты следует запрещать обобщенно, не делая каких-либо исключений, что, как следствие из первого, таким образом будет возможность пресечь путь, ведущий мусульманина к искушению запретным желанием носить на себе такие украшения, которые не содержат текстов аятов. По опасениям Шейха Абдур-Рахмана ибн Хасана Али Шейха, мусульманин, повесивший себе на шею таавиз с текстом аятов из Корана, может отнестись пренебрежительно к этому, пойти, не снимая его, в отхожее место и даже справлять нужду.
Ученые Постоянного комитета, возглавляемого шейхом ибн Базом, придерживаются мнения, что мнение тех, кто против ношения таавизов следует учитывать, поскольку они в своем мнении опираются на общий смысл хадисов, которые таавизы запрещают, да и это мнение «закрывает двери, ведущие к запретному».
Если же ношение таавизов все-таки допустить, то мусульманин, который носит таавиз, должен понимать, что он сам по себе не оказывает какое-то влияние на здоровье, поэтому человек носит его лишь как свидетельство своей веры в помощь Аллаха.
Укба бин Амир приводит такие слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя».
Ширком же следует считать ношение тех украшений, которые напоминают по форме и способу изготовления, по нанесенным на них символам те украшения, что носили людьми во времена невежества, джахилийи, а также в тех случаях, когда мусульманин или мусульманка, которые носят таавиз, уверены в том, что само украшение защищает его от болезни и зла. Также запрет касается таких украшений, которые содержат в себе запрещенные молитвы и заклинания либо неизвестные заклинания на неизвестном языке, которые могут содержать в себе заговоры и заклинания черной магии.
Источник
Что мусульмане носят на шее вместо креста: традиции ислама
Ислам — наиболее молодая, но имеющая десятки миллионов последователей религия. Распространена по всему миру, но наибольшая концентрация мусульман/магометан сосредоточена на территории Ближнего Востока и Средней Азии. Как определить, что перед вами мусульманин? Есть ли у них нательные символы веры и носят ли мусульмане крестик? Чтобы понять, разобраться в данной теме, необходимо ознакомиться с базовыми понятиями и определениями религиозного культа.
Нет блага в том поклонении, в котором нет знания…
Чтобы рассмотреть причинно-следственную связь того или иного явления, сделать правильные выводы, необходимо свободно апеллировать основными терминами, а именно:
- Аят — структурная единица Корана, небольшой стих.
- Аллах — единый/единственный Бог-творец.
- Коран — священная книга последователей ислама.
- Пророк Мухаммад/Мухаммед — арабский политический и религиозный деятель, ключевая фигура в исламе.
- Таавиз — амулет, носимый на шее.
- Дуа — молитва/мольба, обращенная к Аллаху.
- Зикр — многократный повтор фразы, восхваляющей Бога.
Что мусульмане носят на шее
Рассматривая этику ношения нательных украшений в исламе, необходимо отметить важный аспект, в котором условно можно выделить следующие моменты:
- Нужно ли истинному мусульманину что-либо надевать на шею?
- Какие предметы допускается носить представителю данной веры на шее?
Есть ли у последователей ислама специальные символы веры?
Христианская вера подразумевает обязательное ношение нательного креста, который надевается на шею при крещении и не снимается на протяжении всей жизни. Даже отправляя почившего в последний путь, крест не снимается. А какой символ веры вместо крестика у мусульман?
Согласно истории, к пророку Мухаммеду пришли девять человек, но он принял лишь восемь из них. С девятого человека он сорвал шейный амулет, пояснив, что это многобожие.
Истинные мусульмане не нуждаются в нательных символах веры, так как веря в силу того или иного талисмана, они предают единобожие. Истинная вера в Аллаха исключает ношение каких-либо дополнительных символов, т. е. подтверждение веры таким образом не требуется.
Серебряная подвеска (перейти в каталог SUNLIGHT)
Может ли верующий носить полумесяц
Прежде всего, важно понимать, что полумесяц в исламе не одно и то же, что крест в Христианстве. Версии происхождения полумесяца в магометанстве несколько разнятся: кто-то олицетворяет его с Византией и Константинополем, кто-то — с богиней Дианой и Гекатой. Есть версии, что полумесяц олицетворял окончание строительства мечети.
Главное заключается в том, что полумесяц не является полноценной символикой ислама. Поэтому он воспринимается как красивое изящное украшение, которое позволяет выделить магометанина. Но значимой смысловой нагрузки, как нательный крест, он не несет.
Что мусульмане носят на шее вместо креста
Как было сказано ранее, религия мусульман не признает ношение на шее каких-либо символов. Это не только правильно, но и связано с полным пониманием сущности единобожия.
Однако, многие верующие хотели бы использовать в нательных украшениях-таавизах священные аяты из Корана, зикры или дуа. Правильно ли это?
В этом направлении единое мнение специалистов отсутствует и по сей день. Приверженцы отрицания такого способа поклонения Аллаху ссылаются неправильное восприятие веры, многобожие.
Другая категория, наоборот, не видит в этом ничего предосудительного, считая, что нужно быть твердо уверенным в помощи Аллаха, но одновременно напоминает, что таавизы запрещено носить в баню и туалет, так как они содержат священные аяты.
Выбирая такого рода украшение, мусульманин должен сам для себя убедиться в правильности принятия решения.
Можно ли мусульманам носить крестик
Некоторые последователи ислама в силу невежества пытаются совместить невозможное. Придерживаясь мусульманского вероисповедания, они носят символы веры других конфессий, считая, что носить крестик мусульманам можно. Это в корне ошибочное мнение.
Невозможно быть последователем одной религии и использовать символ веры другой конфессии. Это означает, что человек либо не понимает греховности содеянного как для ислама, так и для Христианства, либо не является истинным верующим.
Смотреть все мусульманские украшения в каталоге SUNLIGHT
Если же человек атеист, тем более не следует надевать христианский крест. Это проявление неуважительного отношения к верующим и православным религиозным канонам. Уважение к другим начинается с уважения к себе. Если мусульманин намеренно нарушает конфессиональные обряды и символы, он не уважает, прежде всего, себя.
Задумываясь о приобретении того или иного амулета, украшения, религиозного символа, следует ознакомиться с существующими канонами, которые нельзя переступать. Если человек — христианин, он должен носить нательный крест, если мусульманин — ношение нательных религиозных символов исключается.
«Довольствуйся малым — и не будешь нуждаться; избавься от зависти — и будешь спокоен; отдаляйся от запретного — и твоя вера станет искренней», — хадис аль-Кудси.
22.05.21
Источник
Амулеты в исламе: дозволены ли талисманы с аятами и дуа?
С древних времён многие люди, включая и мусульман, активно используют различные амулеты и талисманы, которые, по их убеждению, оберегают человека от болезней, сглаза или порчи.
В наши дни мы можем встретить множество различных атрибутов со схожим предназначением, начиная от подвесок на шее и заканчивая повязками на руках ребёнка. Каково отношение к ним в исламе и могут ли они помочь человеку?
Ношение «классических» амулетов
Подобное деяние, по мнению богословов, следует трактовать как ширк (многобожие). Согласно исламу, всё в этом мире происходит исключительно от Аллаха. Следовательно, помощь извне человек тоже получает при наличии на то воли Всевышнего, а амулет или талисман — это лишь предмет, который не способен что-либо сотворить или уничтожить. В Священном Коране, в суре «Хадж», сказано:
«Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи…» (22:73)
Кроме того, эти амулеты не способны защитить себя, не говоря уже о защите человека. Показательной в данном случае может быть история пророка Ибрахима (а.с.), который разрушил идолы своих соплеменников, показав тем самым, что это лишь куски камня, которые не способны ни навредить, ни принести пользы.
Подтверждением этого служат также слова Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Заклинания, обереги и приворот — это форма ширка» (Абу Дауд, Ибн Маджа)
Примечательно, что в этом хадисе амулеты были перечислены вместе с приворотом и магическим заклинанием, что считается большим грехом в исламе, именуемым как колдовство.
Талисманы с аятами Корана и дуа (сабаб)
У мусульманских народов большое распространение получили амулеты и талисманы, на которых написаны изречения из Книги Аллаха или же дуа. Относительно дозволенности подобных оберегов мнения богословов разделились.
Одни учёные считают, что абсолютно все талисманы в исламе запрещены. Такого мнения придерживались Ибн Масуд, Ибн Аббас, Ибн Абу Шуайба, имам Шавкани. В качестве далиля ими приводится вышеупомянутый хадис о ширке. Ведь в нём не уточняется, какие именно амулеты — харам, а значит, речь идёт обо всех оберегах.
Кроме того, противники амулетов утверждают, что Создатель ниспослал людям всё необходимое, что может нам помочь. Ярким примером тому служит само Откровение, в котором говорится:
«Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением…» (17:82)
Отсюда, исцеление следует искать не в самодельных предметах, на которых даже написаны сами аяты, а в первоисточнике этого — в Книге Всевышнего.
Другие богословы дозволяли ношение талисманов с аятами и дуа, но при условии, что верующий осознаёт тот факт, что всё происходит лишь по воле Господа миров. Такого мнения придерживались Ибн Хаджар Аскаляни, имам Навави, имам Куртуби, шейх Ибн Усеймин, Ибн Сирин.
Сторонники «исламских амулетов» трактуют вышеупомянутый 82 аят суры «Перенёс Ночью» в свою пользу, утверждая, что для исцеления можно использовать как весь Коран, так и его часть — суру или аят, которые можно не только читать, но и носить у себя на шее. Кроме того, такие учёные ссылаются на сахаба Абдуллаха ибн Умара (сын Умара ибн Хаттаба, р.а.), который писал тексты дуа на бумаге и вешал их на шею своих детей. Сообщение об этом приводит имам Куртуби, а имам Байхакый пишет о том, что носить талисманы с аятами велел табиин (сподвижник сахаба) по имени Саид ибн Мусаиб.
Кольца с шахадой
В последние годы модным атрибутом верующих мужчин стали перстни (печатки), на которых написана шахада или одно из имён Аллаха. Известно, что сам Пророк (с.г.в.) носил такое кольцо, и на основании этого богословы пришли к выводу об их дозволенности.
Однако существует ряд ограничений:
Во-первых, мужчинам запрещено ношение золотых ювелирных изделий, включая и перстни. Как следует из хадисов, Посланник Аллаха (с.г.в.) запретил мужчинам шёлк и золото (Ахмад). Сунной считается ношение серебра.
Во-вторых, кольцо должно иметь определённый вес. Согласно ханафитскому мазхабу, его масса не должна превышать 4,25 грамма, по маликитскому — 2,95 грамма. Шафииты и ханбалиты не устанавливают подобных ограничений, но оговаривают, что перстень не должен особо выделяться. Кроме того, по Сунне его желательно надевать на мизинец. Что касается руки, то допустимо ношение как на правой (как это делал Посланник Всевышнего, с.г.в.), так и на левой (как это делали сахабы Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.) и Умар ибн Хаттаб (р.а.).
Правила ношения талисманов с аятами
1. Снимать перед входом в туалет или баню. Это связано с тем, что помещения для гигиенических процедур считаются в исламе нечистыми местами, нахождение в которых аятов недопустимо. В хадисе сказано: «Перед входом в туалет Посланник Аллаха снимал свой перстень» (Тирмизи).
2. Не класть поверх них какие-либо предметы, иначе это будет проявлением неуважения к Книге Аллаха, так как Писание — выше всех предметов.
3. Не опускать на пол или землю, так как это так же будет считаться актом неуважения к Корану. По мнению некоторых учёных, нежелательно опускать аяты ниже пояса.
4. Их запрещено выбрасывать. Если кто-либо захочет избавиться от подобных талисманов из-за их старения или по иным причинам, то допустимы 2 варианта. Богословы ханафитского и ханбалитского мазхабов, а также некоторые шафииты считают, что предметы, на которых написаны Священные аяты, лучше закопать в чистом месте (по аналогии с погребением человека), по которому не будут ходить люди. Они ссылаются на мнение некоторых крупных учёных, таких как Навави, а также хадисы, в которых сказано, что сахабы закапывали тексты с аятами Корана. Маликиты считают, что лучше такой талисман сжечь, так как это защищает аяты от угрозы хождения по ним в случае, если их закопать. Маликиты ссылаются на халифа Усмана ибн Аффана (р.а.), который сжигал старые и истлевшие экземпляры Корана. Кроме того, они утверждали, что огонь — это творение Всевышнего, и нет ничего запретного в сжигании старых экземпляров.
Источник